Для корректной работы сайта включите JavaScript в свое браузере
11.05.2021

ŠKODА OCTAVIA TOURING SPORT (1960): автомобиль, трижды выигравший Ралли Монте-Карло в своем классе

  • Рассказ про ŠKODА OCTAVIA TOURING SPORT (TS) продолжает серию релизов, посвященных 120-летию участия марки ŠKODА и предшествовавшей ей марки Laurin & Klement в гонках
  • ŠKODА участвует в легендарном Ралли Монте-Карло с середины 1930-х годов
  • В 1961 году финский экипаж Эско Кейнанен (Esko Keina?nen) / Райнер Эклунд (Rainer Eklund), выступавший на чехословацком автомобиле ŠKODА OCTAVIA TS, одержал в Ралли Монте-Карло победу в классе до 1 300 см3, заняв шестое место в абсолютном зачете.

Млада-Болеслав, 11 мая 2021 г. – В наши дни ŠKODА OCTAVIA – мировой бестселлер чешской марки, самая продаваемая модель компании. Нынешняя OCTAVIA относится к четвертому современному поколению. А было еще самое первое, историческое поколение OCTAVIA, которое производилось с 1959 по 1971 год. Наиболее динамичной версией той модели была ŠKODА OCTAVIA TOURING SPORT (TS). На счету OCTAVIA TS – три победы подряд в своем классе в легендарном Ралли Монте-Карло.

Участие в гонках – важная часть истории чешской марки. Все началось в 1901 году, когда компания производила только мотоциклы. Автомобили появились в ее модельном ряду позже, в 1905 году, а уже в 1906-м году машины из Млада-Болеслава вышли на спортивные трассы.

Отдельные страницы спортивной истории марки посвящены участию в Ралли Монте-Карло. Первый успех пришел еще до Второй мировой войны. В середине 1930-х годов два чешских энтузиаста, которых звали Зденек Поль (Zden?k Pohl) и Ярослав Хаусман (Jaroslav Hausman), взяли ŠKODА POPULAR, двухместную машину с открывающимся мягким верхом, и доработали ее для участия в сложнейшем спортивном мероприятии. В частности, на автомобиль был установлен дополнительный бензобак: с общим запасом топлива 170 л можно было рассчитывать на пробег 1 500 км без дозаправки.

Кроме того, POPULAR оснастили подогревателем ветрового стекла и более производительной системой отопления салона. Механический привод тормозов был заменен более совершенным гидравлическим, поскольку экипаж ждали сложные горные участки. Еще одно важное изменение заключалось в том, что стандартный мотор объемом 1 089 см? был заменен на более мощный, от автомобиля ŠKODА RAPID (повод вспомнить, что популярная в России модель имеет довоенного предшественника). Новый двигатель объемом 1 396 см? выдавал 34 л.с., обеспечивая максимальную скорость 110 км/ч.

В январе 1936 года Зденек Поль и Ярослав Хаусман отправились из Праги в Афины, к месту старта гонки, а уже оттуда – в Монако, через Салоники, Белград, Будапешт, Вену, Страсбург и Авиньон. Из 105 экипажей, начавших гонку, до места финиша добралось только 72. Преодолев за четыре дня 3 852 км без штрафных очков чешская команда получила второе место в классе до 1 500 см?. Успех марки в престижном ралли компания отметила выпуском автомобилей специальной серии POPULAR MONTE CARLO в кузовах родстер и купе.

Следующий крупный успех марки ŠKODА в Ралли Монте-Карло был связан с послевоенной моделью OCTAVIA TOURING SPORT (TS).

ŠKODА возвращается в мировое ралли

После Второй мировой войны участие ŠKODА в международных гонках затруднялось многими обстоятельствами – и финансовыми, и политическими. Впрочем, и в автоспорте все было непросто. Ралли Монте-Карло не проводилось в течение десяти лет. Последнее довоенное Ралли состоялось в 1939 году, первое послевоенное – в 1949-м году, и в нем принял участие частный чешский экипаж на автомобиле ŠKODА 1101 TUDOR. Он финишировал 83-м среди 166 участников. Заводская команда вернулась в княжество Монако в январе 1956 года, когда политическая обстановка в социалистическом блоке стала более спокойной. На маршрут длиной 4 000 км выдвинулось 10 автомобилей ŠKODА 440 (SPARTAK). На чехословацких машинах выступили три заводских экипажа из Млада-Болеслава, три норвежских, три финских и одна швейцарская команда. Три экипажа на автомобилях ŠKODА попали в топ-20 абсолютного зачета.

Упомянутая выше модель ŠKODА 440, также известная под полуофициальным именем SPARTAK, после довольного серьезного обновления – например, вместо поперечной рессоры в передней подвеске появились витые пружины, как на современных машинах – стала называться OCTAVIA, что значит в переводе с латыни «восьмая».

OCTAVIA была «дважды восьмой» по счету: с одной стороны, восьмая послевоенная модель, с другой – восьмая модель с независимой передней и задней подвесками, которые обеспечивала хребтовая (трубчатая) рама, представленная в первой половине 1930-х годов.

Первые в истории автомобили с названием OCTAVIA – это были двухдверные седаны – сошли с конвейера главного завода ŠKODА в городе Млада-Болеслав в январе 1959 года. Машины оснащались проверенным четырехцилиндровым мотором объемом 1 089 см3 мощностью 40 л.с. Крутящий момент через 4-ступенчатую коробку передач с управлением на рулевой колонке уходил на ведущие задние колеса.

А в марте 1960 года на знаменитом Женевском автосалоне ŠKODА представила спортивную версию модели – ŠKODА OCTAVIA TOURING SPORT (TS). Автомобиль имел двигатель того же объема, 1,1 л, но питал его не один карбюратор, как в простой OCTAVIA, а сразу два – использовались модели с падающим потоком Jikov 32 SOPb. Этого чехословацкого производителя карбюраторов в Советском Союзе знали с лучшей стороны владельцы мотоциклов Jawa.

Помимо «усиленной» системы питания спортивная OCTAVIA получила новый впускной трубопровод и поршни иной формы, благодаря которым степень сжатия увеличилась до 8,4 (стандартный показатель – 7,0-7,5). Мощность спортивного мотора версии TS выросла до 50 л.с., которые достигались при 5 500 об/мин (исходный мотор выдавал 40 л.с при 4 200 об/мин).

По представлению марки ŠKODА модель OCTAVIA TOURING SPORT была омологирована Международной автомобильной федерацией (FIA) в категории немодифицированных дорожных автомобилей, что открыло версии TS дорогу в мировое ралли.

Главным достижением OCTAVIA TOURING SPORT стали три победы подряд (хет-трик) в своем классе в Ралли Монте-Карло 1961, 1962 и 1963 годов. Правда, они достались еще более продвинутой версии OCTAVIA – модификации 1200 TS, которую, как следует из индекса, отличал двигатель увеличенного рабочего объема. Его добились, увеличив показатель диаметра цилиндра с 68 до 72 мм.

Супер-автомобиль

У седана ŠKODА OCTAVIA была открытая родственная версия – кабриолет с названием FELICIA. Это имя – в переводе с латыни «счастливая» – снова вспомнят в 1990-х годах, когда ŠKODА, став частью концерна Volkswagen, наладит выпуск хэтчбеков, универсалов и пикапов с таким названием.

И седан OCTAVIA первого исторического поколения, и кабриолет FELICIA, имели вариант исполнения SUPER. Его «превосходство» прежде всего заключалась в двигателе увеличенного до 1 221 см? объема. На обычной ŠKODА OCTAVIA «супер-двигатель» выдавал 47 л.с. (при 4 500 об/мин), на спортивной OCTAVIA TS 1200 – 55 л.с. (при 5 100 об/мин). Увеличенная отдача спортивного мотора достигалась за счет повышенной до 8,4 степени сжатия (на 47-сильном моторе она составляла 7,5).

55 л.с. были «паспортными» показателями OCTAVIA TS 1200. Когда автомобиль попадал в руки любителей гонок, те доводили мощность мотора почти до 100 л.с.

С 1960 по 1964 годы с конвейера завода в Млада-Болеславе сошло около 2,2 тыс. автомобилей OCTAVIA TS с обоими видами мотора – 1,1 и 1,2 л. Многие машины оставили свой след на раллийных трассах, а некоторые экземпляры до сих пор выезжают на гонки олдтаймеров: не будет, наверное, преувеличением сказать, что в Чехии OCTAVIA TS имеет сегодня культовый статус.

Снаряженная масса OCTAVIA TS (обеих версий) составляла около 920 кг. Максимальная скорость – 128-130 км/ч. Управление коробкой передач было перенесено с рулевой колонки на трансмиссионный тоннель – место, где мы и сегодня найдем рычаг механической коробки на большинстве современных автомобилей. «Коробка на руле» имела свои преимущества, достаточно было снять руку с обода и вот он, рычаг трансмиссии, однако такой привод был более сложным и капризным, чем напольный вариант.

На обычных моделях OCTAVIA и FELICIA рычаг коробки со временем тоже переместился на пол. Все передачи в коробке, кроме первой, были синхронизированными, что облегчало быстрое переключение. Хорошую управляемость автомобилю обеспечивали независимые подвески спереди и сзади, которые были частью конструкции, основанной на хребтовой раме – такой же, как у модели POPULAR, столь удачно выступившей на Ралли Монте-Карло в 1936 году.


Успехи OCTAVIA TS в международных соревнованиях

Автомобили социалистической марки ŠKODА очень хорошо уходили на экспорт: в некоторые годы большая часть произведенных в стране машин продавалась за рубежом, несмотря не дефицит на внутреннем рынке. Государству нужна была валюта, а поставки в другие страны, в том числе и капиталистические, хорошо пополняли казну.

Спортивная OCTAVIA TS также пользовалась устойчивым спросом: быстрый надежный автомобиль по привлекательной цене для многих стал пропуском в большой спорт. С самых первых заездов в ралли OCTAVIA зарекомендовала себя серьезным соперником в категории до 1 300 см?. Это могли подтвердить не только команды из скандинавских стран и Финляндии, давние приверженцы марки, но и спортсмены из Австрии, Польши и Греции, которые также сделали выбор в пользу сравнительно недорогих автомобилей из Млада-Болеслава.

Для летних гонок вполне подходила доступная, но неплохая резина чехословацкой марки Barum, для выступления по заснеженным и обледеневшим трассам использовалась «капиталистическая» шипованная резина Michelin. Размер колес на OCTAVIA TS был таким же, как и на обычных машинах – 15 дюймов.

Самых ярких успехов OCTAVIA TS добилась на Ралли Монте-Карло. В 1961 году финский экипаж Эско Кейнанен / Райнер Эклунд финишировал шестым в абсолютном зачете и первым в своем классе. Учитывая именитый состав участников Ралли Монте-Карло, так сразу и не скажешь, какое достижение было почетней.

Популярный советский журнал «За рулем» в 1961 году писал: «Исключительно сложная трасса ралли Монте-Карло, традиционно являющегося первым этапом первенства Европы по ралли, уготовила в этом году его многочисленным участникам дополнительные трудности, связанные с капризами погоды… Участие в ралли Монте-Карло приняли 346 экипажей, стартовавших в Варшаве, Стокгольме, Глазго, Гааге, Париже, Афинах, Лиссабоне, Франкфурте-на-Майне и других европейских городах. Финишировало 155 экипажей, из которых к заключительному соревнованию ралли — гонкам на кольцевой трассе в Монте-Карло — было допущено лишь 120... Большой успех в ралли Монте-Карло выпал на долю французских малолитражных автомобилей «Панар ПЛ-17» и чехословацких «Шкода-Октавия». На последних, в частности, выступали австрийские, финские, норвежские, швейцарские и датские спортсмены. Особенно большого спортивного успеха на «Шкоде» добился финский экипаж в составе Кейнанена и Эклунда (стартовый № 73), отлично прошедший самый трудный участок ралли от Коля до Кошсрона, где на дистанции 30 км перепад высоты достигал 1440 м. Финские спортсмены заняли первое место в своем классе автомобилей (1000 — 1300 см?). Второе место в этом классе занял также экипаж, выступавший на «Шкоде», — это были норвежские спортсмены…».


В том же 1961 году Эско Кейнанен на все той же OCTAVIA TS завоевал третье место в абсолюте на знаменитом финском ралли «Тысяча озер».

В январе 1962 года на Ралли Монте-Карло заявилось по меньшей мере 16 команд из восьми стран, выбравших для выступления модель OCTAVIA, в том числе – три заводских экипажа, получивших машины версии TS 1200.

Лучшим достижением заводских гонщиков тогда стало десятое место в классе до 1 300 см?. А победа в категории снова досталась частникам – экипажу на OCTAVIA TS 1200, за рулем которой был финский гонщик Эско Кейнанен, опередивший четырех конкурентов на Alfa Romeo. Успех сопутствовал Эско Кейнанену и на у себя на родине. На ралли «Тысяча озер» 1962 года он занял второе место в абсолютном зачете и первое в классе.

Автомобили ŠKODА, участвовавшие в те годы в Ралли Монте-Карло, не слишком сильно отличались от конвейерных моделей. Так, OCTAVIA TS 1200 заводской команды имела мотор со стандартной степенью сжатия. Правда, поддон двигателя менялся алюминиевый, более легкий и обеспечивавший лучшее охлаждение масла. Также был согласован с технической комиссией и измененный ряд передаточных чисел в коробке.

Победная серия на Ралли Монте-Карло продолжилась для OCTAVIA TS и в 1963 году. И снова блистали гонщики из Северной Европы, на этот раз – из Норвегии. Состязание выиграл норвежский экипаж в составе Эдвард Гйолберг / Карл Карлан (Edward Gjolberg / Carl Karlan). Им досталась третья подряд для OCTAVIA TS победа в категории до 1 300 см?.

В том же 1963 году на ралли-марафоне Tour d’Europe экипаж из Чехословакии в составе Йозеф Виднер (Josef Vidner) и Богуслав Станек (Bohuslav Stan?k) завоевал первое место в классе до 1 300 см? и пятое – в общем зачете.

На протяжении последующих лет легкий и маневренный автомобиль OCTAVIA TS еще неоднократно побеждал на международных соревнованиях.

В наше время увидеть легендарную OCTAVIA TS (версию 1200, 1964 года выпуска) и завоеванные этой машиной награды можно в заводском музее компании, что находится в городе Млада-Болеслав, в котором в 1895 году началась история компании, сегодня известной миру под именем ŠKODА AUTO.


Вернуться к списку

Наши дилерские центры

Chery

Посмотреть контакты

OMODA

Посмотреть контакты

JAECOO

Посмотреть контакты

JETOUR

Посмотреть контакты

OTING

Посмотреть контакты

LIVAN

Посмотреть контакты

Hyundai

Посмотреть контакты

Mitsubishi Motors

Посмотреть контакты

Nissan, Datsun, Infiniti

Посмотреть контакты

Škoda

Посмотреть контакты

Solaris

Посмотреть контакты

Hisun

Посмотреть контакты